События Bannerlord происходят на континенте Кальрадия, основная часть которого была под властью Кальрадийской Империи. Но теперь, когда она распалась, каждый из новоявленных правителей хочет оторвать от соседа кусок пожирнее, а если повезёт, то захватить власть над всем материком. Кальрадия вот-вот сорвётся в пучину безудержной резни в формате все против всех, где возникающие союзы будут недолговечны, а вчерашний вассал поднимет меч на своего сеньора.
В том, что будет именно так, мы можем не сомневаться, ведь действие M&B2 разворачивается в 1084 за 200 лет до событий в M&B: Warband, а в ней земли Кальрадии всё ещё терзают междоусобицы. Количество населённых пунктов за двести лет уменьшилось с 387 до 180, а это говорит о многом. Так что вам будет отведена роль одного из псов войны, который будет рвать континент на части, и предоставлен единственный выбор – определиться на чьей вы будете стороне.
Как культура может повлиять на выбор фракции
В небольшой степени выбор государства, за которое вы выступите или на чьей территории попытаетесь построить собственное, будет обоснован культурной принадлежностью вашего персонажа. В игре выделяют шесть культур:
- Валандианская. Увеличивается получаемый в сражении войсками опыт на 20%.
- Стургианская. Уменьшается штраф за передвижение по снегу на 20%.
- Имперская. Увеличивается скорость строительства в городах, ремонт стен и осадных орудий на 20%.
- Асераийская. Уменьшается стоимость организации каравана 30%, и снижается торговый штраф на 10%.
- Кузаитская. Увеличивается скорость передвижения всадника по глобальной карте 10%.
- Баттанианская. Уменьшается штраф за передвижения по лесу на 10%.
Даже после беглого взгляда на бонусы, предоставляемые в результате выбора культуры, и на глобальную карту становится понятно, что все они, кроме стургианских, будут эффективно действовать повсюду. И только бонус за передвижение по снегу будет хоть как-то эффективен при игре именно за Стругию. Но не стоит отталкиваться в вашем выборе только от числовых показателей, чуть ниже вы поймёте почему.
Карта территорий фракций и ресурсов
Перейдите в полную версию сайта, чтобы увидеть карту.

Выбор фракции
Mount and Blade 2 — это игра с душой и глубокой историей, растянутой на три-четыре столетия. Где государства уже прошли определённый путь, а какой-то их только ожидает. И если вы разберётесь в особенностях каждого, ваш выбор станет более осознанным, а игра из обычного бошкосшибательного или торгового средневекового симулятора превратится в самобытный мир, в котором вы попытаетесь выжить.
Возможно играть за девять фракций, пять из них — соответствуют наименованиям культур: Вландийцы, Стургиане, Баттанийцы, Асераи, Кузаиты, а три – Северная, Южная и Западная Империи, находятся под влиянием одной — Имперской. Девятая – это фракция игрока.
Стургия

Прототипом из реальной истории для этой фракции послужили княжества Киевской Руси. Она населена суровыми жителями северных лесов. Привыкшими полагаться на собственный меч, больше, чем на что-либо другое. Стургия является княжеством, которое через двести лет преобразуется в Вегирское королевство и под натиском викингов потеряет западный полуостров.
- История:
Эта фракция зарождалась, постепенно. Сначала на её территории возникли союзы племён, за короткий срок объединившиеся в княжества, а затем в монолитное государство, управляемое из одного центра. Издревле народы Стургии промышляли добычей мёда, железа, мехов, которые ценятся по всей Кальрадии. А если не получалось договориться о хорошей цене на них, то промышляли набегами на соседей, после которых они скрывались в северных лесах, где их было не достать. На своей территории Стургиане являются полноправными хозяевами и могут не опасаться врагов, потому что знание северной природы и местных условий помогают им лучше ориентироваться на местности, а враги, напротив, становятся менее мобильными. - Территория:
Стургия занимает весь север материка, растянувшись с запада на восток, она граничит практически со всеми сообществами (кроме Асераев), что позволяет ей обогащаться культурно и технологически за счёт каждой из них. Её территория отделена от остального континента внутренним северным морем и множеством рек, что уменьшает протяжённость границ и ограничивает войскам врага пространство для манёвра. - Войска:
Имеют в своём составе сильнейшую штурмовую пехоту, которая будет очень полезна при защите замков и будет крошить копейщиков на раз. Но, чтобы противостоять коннице, придётся использовать складки местности, навязывая врагу бой только там, где у него не будет пространства для манёвра. В наличии неплохие регулярные лучники и конница. Которые играют вспомогательную роль по отношению к пехоте. В качестве элитных войск, правда, труднодоступных для найма, можно выделить Ветеранов Дружинников — это тяжёлая кавалерия, достаточно мощная, чтобы противостоять имперским Катафрактам. - Экономика:
Средняя. 7 городов, 8 крепостей и 32 деревни. Основные товары: мех (основной производитель), лён (основной производитель), крупный рогатый скот (основной производитель) и рыба.
Есть возможность быстро увеличить экономический потенциал фракции, захватив две области у Северной Империи – замок Мегаловея и город Эпикротея, сконцентрировав в руках вашего государства около ¼ всей железо —добывающей промышленности материка.
Вландия

Прототипом послужили государства эпохи раннего феодализма в Европе. Король и бароны Вландии – это бывшие наёмники из-за моря, которые получили от императоров Кальрадии земли в качестве платы за свою службу. Именно эта фракция захватит основную часть территории распавшейся Империи, а потом сама разделится в результате гражданской войны на Королевство Родоков и Королевство Свадию.
- История:
Когда ватаги хорошо вооружённых Вландийцев стали высаживаться на западном побережье Кальрадии, тогдашний император и сенат быстро сообразили, что гораздо выгоднее будет взять их на службу, сделав полноправными гражданами, чем затевать распрю на побережье. С тех самых пор отлично организованные отряды Вландийцев можно было встретить во всех концах империи. Именно тогда они прославились в качестве дисциплинированных и стойких пехотинцев и прекрасных рыцарей, атакующих единым кавалерийским строем с копьями наперевес и с одинаковой лёгкостью рассеивающих на плоских равнинах как асерайских мамелюков, так и кузаитских кочевников. Во времена начала упадка Империи, в связи со снижающимся количеством монетарной массы, командиры стали получать за службу наделы на западном побережье, становясь баронами. А когда Империя разделилась, Осрак Железная Рука провозгласил себя королём, объединив под своей властью побережье и часть западных областей империи. Но несмотря на то, что бароны согласились присягнуть ему, они предпочитают личные дела, целям короны. - Территория:
Вландия занимает всё западное побережье и граничит в северной части с небольшой областью, находящейся на берегу Стургианского залива и принадлежащей северянам, с Баттанией по горному хребту, протянувшемуся на юг от того же залива. К югу и к западу от этого хребта раскинулась равнина, которая составляет основную часть площади Вландийского государства. В юго-восточной равнинной части проходит граница с Южной Империей. - Войска:
Основную ударную часть войска составляют отряды конных копейщиков. Пехота представлена превосходными копейщиками (копейщики, пикинёры, алебардисты) и сильными арбалетчиками. Эта армия предназначена в основном для войны на равнинах. - Экономика:
Высокая. 8 городов, 10 замков, 39 деревень, у этой фракции наибольшее количество подконтрольных областей. Основные товары: оливки (основной производитель), железо (1/6 всех месторождений), зерно, рыба, овцы, свиньи, виноград (всего этого понемногу).
Вашей основной задачей станет на сколько возможно более быстрое покорение Баттании. Это увеличит экономическую мощь государства на порядок, после чего Вландийцев будет очень сложно удержать.
Баттания

Прообразом являются западноевропейские кельты (пикты, ирландцы, валлийцы). Этой фракции суждено быть уничтоженной во время опустошающих воин.
- История:
Кланы Баттании состоят из потомков народов, исконно живших на землях Кальрадии. Их образ жизни не менялся столетиями, защищённые от остального мира цепью горных хребтов, они изолировались и закрепились в холмах и лесах Баттании, в которых сгинуло немало вражеских армий. Баттанийцы всегда были более мастерами засад, чем прямых столкновений. И до сих пор эта тактика оправдывала себя, им удавалось сдерживать натиск окружающих народов. Но, не имея сил выйти за границы своей территории, они остановились в развитии. Внутри страны можно встретить, кланы которые продолжают вести древний образ жизни (едят сырое мясо, носят только одежду из шкур и подражают зверям). Сейчас, когда Империя находится в упадке и хаосе, им представился шанс, возможно последний, воспользоваться сложившейся на материке ситуацией для того, чтобы построить своё могучее царство. Их король Каладог – суровый и хитрый воин, но хватит ли его умений для того, чтобы организовать племена, не признающие никакой власти, кроме власти друидов и богов, ведь для победы им придётся отринуть часть древних обычаев и перенять некоторые культурные традиции соседей. - Территория:
Холмистые, повсеместно покрытые лесами, земли Баттании со всех сторон окружены горами, которые являются естественными границами их территории. Они прикрывают их с запада от Валандии, с севера от Стургии, а с юга и востока от Южной и Северной Империй. В центре территории расположено довольно большое пресное озеро. - Войска:
В военном деле кланы Баттании не так продвинуты, по сравнению с соседями, но воюют они со всей присущей им яростью, порой упиваясь битвой. Тактика лестных засад сильно отразилась на составе армии, её костяком являются лучники, которые являются самыми дальнобойными стрелками в игре с чудовищным уроном. Остальные юниты в прямом столкновении уступают аналогичным войнам остальных фракций. Так что на любой карте боя ищите доминирующую высоту. - Экономика:
Низкая. 5 городов, 8 замков, 31 деревню. Основные товары: глина (основной производитель), виноград (довольно много), древесина (основной производитель).
Главная задача, при игре за эту фракцию — использовать любую возможность для захвата хоть каких-то земель, необходимо стремиться взять под контроль железо добывающий регион. Но для этого придётся поссориться сразу с двумя соседями (Северной и Западной Империей).
Асераи

Прообразом являются арабские страны. Все обитающие в пустыне племена называют себя Бану Асера, что означает — потомки Асерая. В будущем они преобразуются в Сарранидский Султанат.
- История:
Племена пустыни Нахаса, безжалостно опаляемой солнцем, всегда были разобщены в силу того, что жизнь в пустыне возможна лишь в оазисах. Но империя даже во времена своего расцвета опасалась отправлять туда легионы, потому что Бронзовая пустыня могла поглотить любое войско, а местные жители, увидев неприятеля, либо отступали в барханы, где их было бесполезно искать, либо скрывались за стенами своих крепостей и ждали, пока неприятель не погибнет от жажды и голода. Так что торговля и переговоры с Асераями приносили больше пользы, а сильнейшие кланы за разумную сумму готовы были охранять торговые караваны. После распада империи племена договорились о союзе, во главе которого встал султан самого влиятельного клана – Бану Ульян. Но, несмотря на заключённый союз, кланы продолжают скрытую войну между собой, неожиданно нападая на вражеские оазисы и подсылая друг к другу убийц. И эти распри наводнили пустыню таким количеством, безымянных налётчиков, что она стала опасна для любого путника, но если когда-нибудь найдётся вождь, который сможет уговорами и железной пятой своих мамелюков установить внутри страны мир, то из пустыни выплеснется армия способная пройти по Кальрадии от края до края. - Территория:
Окружённые горами и песками с юга земли Бану Асера растянулись вдоль побережья Южного моря и имеют короткие сухопутные границы с тремя странами – Западной и Южной Империями и Кузаитами. Эти территории удобно защищать, а враги не рискнут забираться вглубь песков. - Войска:
Тяжеловооружённые юниты на прекрасных боевых конях — мамелюки, и столь же бронированные – фарийские авангарды, способные метать копья на большие расстояния – лучшие юниты этой фракции. А Ветераны Пехоты по качеству брони и подготовки могут составить конкуренцию лучшим солдатам Империи. В целом, это довольно сбалансированная армия. - Экономика:
Высокая. 7 городов, 9 замков, 39 деревень. Основные товары: финики (единственный производитель), лошади, соль.
Первыми пунктами для вооружённой экспансии должны стать либо Ортисия (Западная Империя), где имеются залежи серебра, но она прикрыта Гаронторским Замком (Garontor Castle), либо Дунустикка (Южная Империя), которая в своих окрестностях имеет 4 деревни. С Кузаитами лучше попытаться заключить мир, захват их пограничных областей менее выгоден, так как их город Одокин находится в стороне от основных торговых путей.
Кузаиты

Прототип фракции – империя Чингизхана, степные народы. Кузаиты – объединённые в единую силу степные кланы, ранее обитавшие на границах великой степи рядом с Империей. В будущем преобразуется в Хергитское Ханство.
- История:
Империя никогда не воспринимала степняков всерьёз. Слишком уж легко меняли сторону степные ханы. В попытках занять главенствующее место в межплеменной иерархии, они с удовольствием принимали имперские подношения, будь то знатная невеста или золото. Чем с удовольствием пользовались имперцы, сталкивая кланы между собой и не давая ни одному возвысится настолько, чтобы он стал представлять угрозу для самой Империи. Но однажды, кочевья в глубине великой степи пришли в движение, и в едином порыве двинулись на запад в поисках новых пастбищ. Кланы, обитавшие на степных окраинах, оказались зажаты между Империей и волной кочевников, надвигающейся с востока. Объединённые под предводительством Уркуна из племени Кузаитов и загнанные в угол, они предприняли отчаянную попытку напасть на восточные границы Империи, которая неожиданно увенчалась успехом. Легионы были разбиты, торговые города и крепости захвачены и заняты степняками, которые сами стали править этими местами. Но когда Уркун умер, вспомнились старые распри, а его наследники теперь пытаются поделить власть. - Территория:
Земли каганата с запада имеют естественную преграду в виде широкой реки, которая в центре своего течения образует огромное пресное озеро. Именно по этой реке проходит граница со Стургией, Северной и Южной Империями и Асераями. В основном это равнинная территория, пригодная для передвижения конных армий. - Войска:
Основа армии – конница. Которую вы можете нанимать, начиная уже со второго уровня юнитов (чего нет ни у одной из фракций). Что позволит уже на начальных этапах игры составить отряд из конницы. Из элитных юнитов преимущество стоит отдать Тяжёлым Конным Лучникам или Охране Хана, которая перед таранным ударом копий выпускает залп стрел. Начиная с третьего уровня есть лучники. Войска ближнего боя не слишком разнообразны. - Экономика:
Средняя. 6 городов, 9 замков, 35 деревень. Основные товары: шерсть (основной производитель), железо (контролируют ¼ всех месторождений), кони, есть залежи серебра.
Для начала постарайтесь не ссориться с Асераями и Стургами. Интерес в плане экспансии представляют регионы центра материка в особенности Синорея, Орина, Замок Мелион (Melion Castle, в тамошних деревнях есть серебро и производят бархат.
Фракции имперской культуры

Прототипом этих фракций являются Римская Империя и греческие города-государства. Когда-то земли между Баттанийскими лесом и Южным морем были заселены десятками племён, одним из которых были Кальрады. Они смогли покорить соседей и организовали конфедерацию городов, где власть принадлежала совету крупнейших землевладельцев – Сенату, а на период войны избирался человек, ведущий за собой войско, – император. Но с расширением территорий и из-за непрерывности военных кампаний политические традиции Кальрадов изменились: императоры перестали слагать с себя полномочия, Сенат лишь утверждал выбранных ими наследников, а общенародный совет сократился до совета армии, подчинённой императору. Последний правитель Кальрадии – Ареник умер, не назначив наследника, которым мог бы быть кто угодно: или один из видных военачальников, или член императорской семьи, или один из влиятельных сенаторов. Таким образом, образовались сразу три влиятельных группировки, которые претендовали на власть над всей империей, что привело к её распаду на три части. Через двести лет от Кальрадийской Империи останутся лишь слухи, а вся её территория будет поделена между соседними государствами.
I. Западная империя
Часть Кальрадийской Империи, в которой на момент смерти Ареника на границе с Баттанией была расквартирована армия под предводительством Гария, героя Баттанийской и Асерайской воин. Он произнёс перед войсками пылкую речь о том, что императора должны выбирать ветераны, по итогу которой войска умоляли его надеть императорскую мантию. И Ареник конечно же согласился.
- Территория:
Западная империя расположена на равнине немного к юго-западу от географического центра материка. Окружена несколькими горными хребтами разной протяжённости. Имеет границы с Вландией на западе, с Баттанией на северо-западе, с Северной Империей на северо-востоке, с Южной Империей на востоке и Азераями на юге. - Экономика:
Средняя. 7 городов, 7 замков, 32 деревни. Основные товары: у этой фракции в достаточном количестве есть практически все товары, но наибольшую ценность представляют серебряные прииски в Ортисии и окрестностях Замка Атакония, а также железные рудники на территориях вокруг замков Герсегос и Хертогея.
Присоединившись, к Западной Империи очень хочется ввязаться войну за залежи железа в центре карты, но именно этого стоит по возможности избегать, чтобы оттянуть начало войны со Стругией. Вместо этого стоит обратить внимание на всю восточную границу, а именно на замок Сестадейм с залежами серебра, замок Морения и города Ликарон и Вострум.
II. Северная Империя
Осколок Кальрадийской Империи возглавляемый высшей аристократией и Сенатом во главе с Луконом, который проповедует республиканские идеи и считает, что Сенат должен вернуть себе власть в империи.
- Территория:
Северная империя расположена к северо-востоку от центра материка и растянута вдоль южного побережья северного моря. В основном, это холмистая территория, перемежающаяся небольшими низменностями, которые расположены вдоль русла рек. Имеет короткие сухопутные границы с Баттанией на западе, со Стургией на севере, с Кузаитами на востоке. Практически по меридиану в центре материка проходит протяжённая граница с Северной и Западной Империями. - Экономика:
Низкая. 6 городов, 8 замков, 30 деревень. Основные товары: бархат (основной производитель), железо, дерево, рыба.
Война на западе и юге неизбежна. Если вы присоединитесь к этой фракции, стоит, по возможности, ни с кем не ссориться и направить все силы на захват серебряных рудников на юге и западе, заняв замки Мелион и Йогурус и город Синорею у Южной империи. Или замки Герсегос и Атакония и город Рхотэи у Западной. Захватывать пограничные территории других государств не так выгодно, так как там нет таких дорогих ресурсов.
III. Южная Империя
Осколок Кальрадийской империи аристократия которого после убийства Арейника присягнула на верность его жене Регее. После смерти мужа она вышла к толпе с окровавленной тогой на руках и разразилась гневной речью. Толпа, заведённая вдовой императора, потребовала, чтобы бесчестные убийцы были наказаны, а Регея стала императрицей. Она умело воспользовалась настроениями народа, заставив местных землевладельцев присягнуть ей.
- Территория:
Основную часть Южной Империи занимает холмистое плато. На юге земли государства ограничены Южным морем, переходящим на востоке в густую сеть рек и озёр, которые, в свою очередь, постепенно заворачивая на север, пролегают по восточной границе Южной Империи. Эти географические образования являются границами соответственно с Асераями и Кузаитами. На западе и на севере имеются сухопутные границы с Западной и Северной Империями. - Экономика:
Слабая. 6 городов, 8 замков, 31 деревня. Основные товары: серебро, бархат, соль, шерсть (всё примерно в равных пропорциях).
Геополитическая ситуация в империи очень сложная, никто не имеет таких протяжённых границ с Асераями и Кузаитами, а Северная и Западная Империи точно будут предпринимать попытки захватить пограничные области. Полезных ископаемых с высокой стоимостью в пограничных вражеских территориях практически нет, потому при игре за эту фракцию вы должны сконцентрироваться на захвате замков, а не городов, так как захватывать их проще, и в итоге вы получите больше деревень.
- Имперские войска:
Войска у всех империй одинаковы. Они максимально сбалансированы, и в подавляющем большинстве имеют тяжёлую броню, это самое бронированное войско в Кальрадии. Играя за одну из этих фракций, вы можете не особо стремиться набирать разношёрстное войско из разных регионов. Хорошую армию можно составить только из имперских юнитов. Среди них особо выделяются Имперские Элитные Катафракты (конница), Дворцовые Стражи (лучники) и Сержанты-арбалетчики.
Фракция игрока
После окончания главного сценария у вашего персонажа появляется возможность организовать свою фракцию, захватив какое-нибудь поселение. Но если вы не хотите заниматься только тем, чтобы отбивать атаки соседей на ваш одинокий замок, стоит с умом выбрать место, где будет находиться ваше государство. Лучше всего для этого подойдут полуострова на северо-западе карты, второй вариант «поднять восстание» внутри территории любой из фракций, самыми сложными будут местности на границе двух и более государств, но именно там можно найти крепость, которая недавно подверглась нападению, после чего там остался жалкий гарнизон.
Основной доход вам будут приносить деревни и города. Учитывайте, что деревня — это та экономическая единица, которая является основой всей экономики Кальрадии. Любая торговая цепочка начинается с неё, разорённая деревня равно гибель части этой цепочки. А город – это основное место сбыта, блокированный вражескими войсками, он перестаёт приносить прибыль от торговли. Так что свои деревни необходимо защищать, а осады снимать в кратчайшие сроки.
И в качестве итога хотелось бы пожелать вам, играя в Mount & Blade 2: Bannerlord, глубже погружаться в историю государств и кланов, попытаться понять, чем живёт этот мир и благодаря каким механизмам крутятся шестерёнки его экономики.